Спички детям –  не игрушка!
Привет всем! Сегодня хотелось бы поговорить о настольной игре, знакомой с детства (по крайней мере – мне). Затрудняюсь определить её жанр – его, видимо, ещё не придумали. Словосочетание «Игра, развивающая мелкую мото-рику» - не особо напоминает название жанра. Первая версия игры, которую я увидел и поиграл, называлась просто - «Спички», чуть позже я познакомился с версией «12 спичек - 1», и уже взрослым – с версией «12 спичек – 2». Вообще, не смотря на простоту – вариантов игры намного больше трёх.
Эту игру иногда называют «Бирюльки», что не совсем правильно https://ru.wikipedia.org/wiki/Бирюльки. Игра «Спички» скорее похожа на игру «Микадо» (такой упрощённый  «Микадо») https://ru.wikipedia.org/wiki/Микадо_(игра)
Мне не попадались какие-либо подробные описания этой игры. Скорее всего - правил, сколько-нибудь напоминающих официальные – не существует. Хотя, кто там часто ходит в музей, не видали ли чего?
Итак, к игре – вот сборный вариант (самые часто встречающиеся правила)
Инвентарь:
1. Спичка – 10шт, номинал 10 очков
2. Спичка обгоревшая (длина – приблизительно  ¾  от нормальной) – «Сотня» или «Игла» - 1шт, номинал 100 очков. Есть вариант, где «Сотня» и «Игла» - разные спички.
3. Спичка со сгоревшей головкой - «Бомба» -1шт, номинал 20 очков
Игровое поле:
Стол или любая другая ровная поверхность размером не меньше 400 Х 400 мм.
Количество игроков:
минимум 2, максимум – ограничен лишь здравым смыслом.
Кон:
1. В отличие от двух выше обозначенных игр – кон в игре «Спички» - индивидуален для каждого игрока.
2. Игрок берёт в руки все игровые спички, делает руками как бы «коробочку» - спички должны более или менее свободно перемещаться внутри «коробочки». Трясёт и бросает (не сильно громко) на стол.
3. Воротами (большой и любой другой палец одной ладони прижаты к столу) – нужно провести над кучкой спичек не отрывая пальцы от стола и не за-дев спичек. Сделать это нужно два раза – в двух, приблизительно перпендикулярных друг другу направлениях. Если пальцы не удалось удержать прижатыми к столу – можно повторить это действие ещё – хоть бесконечное число раз, если же задеты спички – кон заканчивается с зачислением на счёт игрока 0 баллов. При удачном исходе – кон продолжается.
4. Игрок руками или при помощи «Сотни» (другие спички или случайные предметы – не допускаются) вытаскивает из кучи спички по одной, при этом спички (все в куче, кроме вытаскиваемой - обзову их «спокойные») – не должны пошевелиться. Если одна спичка в куче затронута, другую трогать нельзя, пока первая не будет вытащена.
5. Кон заканчивается, когда пошевелится  хотя бы одна «спокойная» спичка или же все спички вытащены. На счёт игрока зачисляется сумма баллов за взятые спички – согласно номиналу.
6. Один раз за кон можно использовать «Бомбу» - просто бросить в кучу, чтобы разбить её. При этом номинал «Бомбы» уменьшается до нуля.
7. Видео (есть различия):
https://www.youtube.com/watch?v=xG-lid2rHb8
https://www.youtube.com/watch?v=3XOWGhhvhHo
Ход игры:
Вариант 1. Все игроки по жребию или вообще в произвольном порядке проводят по одному кону. Набранные очки определяют очередность хода в ос-новной игре. Перед началом основной игры очки обнуляются. Игроки по очереди, определённой ранее, делают по одному кону. Выигрывает игрок, первым набравший определённое число очков (чаще 1000).

Вариант 2 (для двух игроков). Очерёдность первого хода  определяется жребием. Ходы идут по принципу теннисного тай-брейка – один кон первый игрок, затем два кона – второй игрок и т.д. по два кона каждый. Условия победы – те же.

Вариант 3. Игроки проводят одинаковое число конов. Игрок, набравший большее количество очков – становится победителем.